В мире / 16 октябрь 2021
Нобелевку по химии дали за развитие асимметричного органокатализа
Созданные нобелиатами органические катализаторы могут использоваться для запуска множества химических реакций, увеличивая эффективность медицинских препаратов или КПД солнечных батарей.
Нобелевскую премию по химии за 2021 год присудили Бенджамину Листу и Дэвиду Макмиллану «за развитие асимметричного органокатализа». В сообщении Нобелевского комитета отмечается, что долгое время считалось возможным использовать в качестве катализаторов только металлы и ферменты, однако около 20 лет назад Лист и Макмиллан независимо друг от друга разработали третий тип катализа — с использованием каркаса из атомов углерода, к которому могут присоединяться атомы более активных элементов, в том числе кислорода, серы или фосфора. Такие катализаторы безвредны для окружающей среды и при этом дешевы в производстве.
«Эта концепция катализа настолько же проста, насколько и гениальна, и факт в том, что многие люди задавались вопросом, почему мы не думали об этом раньше», — подчеркнул председатель Нобелевского комитета по химии Йохан Аквист.
В Нобелевском комитете особо отметили, что работы Листа и Макмиллана показали, что органические катализаторы могут использоваться для запуска множества химических реакций. Используя их, ученые могут более эффективно создавать новые медицинские препараты или повышать КПД солнечных батарей.
Общий размер Нобелевской премии в 2021 году составляет 10 млн шведских крон ($1,145 млн), эту сумму Лист и Макмиллан разделят между собой поровну.
Годом ранее Нобелевку по химии впервые в истории разделили две женщины — американка Дженнифер Дудна и француженка Эмманюэль Шарпантье, удостоенные награды за развитие метода редактирования генома, известного как «генетические ножницы».
В нынешнем году Нобелевская неделя началась 4 октября, в понедельник: были объявлены лауреаты премии по физиологии и медицине. Ими стали американские ученые Дэвид Джулиус и Ардем Патапутян, чьи работы позволили ученым понять, как инициируются нервные импульсы, которые позволяют людям воспринимать окружающий мир и адаптироваться к нему, и использовать знания для разработки методов лечения широкого спектра заболеваний.
5 октября было объявлено о присуждении половины Нобелевской премии по физике за работы по моделированию климата Земли (немцу Клаусу Хассельманну и американцу Сюкуро Манабе) и второй половины «за открытие того, как беспорядочность и флуктуации взаимодействуют в физических системах — в масштабах от атомных до планетарных» (итальянцу Джорджо Паризи).
В четверг, 7 октября, Нобелевский комитет объявит лауреата премии по литературе. 8 октября станет известен лауреат Нобелевской премии мира. Наконец, 11 октября Банк Швеции назовет лауреата премии в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля (неофициально она называется Нобелевской премией по экономике, хотя была учреждена не самим Нобелем, а Банком Швеции в 1969 году).
С 1901 по 2020 год Нобелевская премия по химии вручалась 112 раз, за исключением 1916–1917, 1919, 1924, 1933 и 1940–1942 годов. За эти годы ее лауреатами стали 186 человек, в том числе английский биохимик Фредерик Сенгер дважды — в 1958 году «за установление структур белков, особенно инсулина», и в 1980-м «за вклад в установление последовательностей оснований в нуклеиновых кислотах». В большинстве случаев (63 раза) премию получал один ученый, 24 раза награда делилась между двумя и еще 25 раз — между тремя лауреатами.
Больше всего среди награжденных Нобелевской премией по химии ученых из США (72 человека). Единственным химиком из нашей страны, получившим эту премию, стал в 1956 году участник советского атомного проекта Николай Семенов, разработавший теорию цепных реакций (награда вручена также Сирилу Хиншелвуду).
Женщины получали Нобелевку по химии шесть раз. Первой — задолго до Шарпантье и Дудны — этой чести удостоилась в 1911 году за открытие радия и полония Мария Склодовская-Кюри. В 1935-м ее дочь Ирен Жолио-Кюри разделила премию со своим мужем Фредериком Жолио-Кюри. В 1964 году биохимик Дороти Кроуфут-Ходжкин получила Нобелевку «за определение с помощью рентгеновских лучей структур биологически активных веществ». В 2009-м израильский кристаллограф Ада Йонат разделила премию с двумя коллегами «за исследования структуры и функций рибосомы». В 2018 году американка Фрэнсис Арнольд получила награду за изучение «направленной эволюции ферментов».
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Экономика
Происшествия
Спорт
Бизнес